Интернет-проект "Педагоги в военной гимнастерке"

Интернет-проект «Педагоги в военной гимнастерке» посвящен 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне и направлен на восстановление и сохранение памяти о педагогах, ставших участниками исторических событий периода Великой Отечественной войны и внесших свой вклад в становление и развитие системы образования в послевоенный период в Гродненской области, г. Новогрудок.

Цель проекта: формирование у участников образовательного процесса коллективной исторической памяти посредством вовлечения их в поисковую деятельность о героическом и профессиональном подвиге учителей Гродненского региона в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.

Задачи проекта:

  • активизировать поисковую и исследовательскую работу в учреждениях образования;
  • привлечь ветеранов педагогического труда к участию в проекте;
  • обновить и расширить экспозиции в музеях учреждений образования;
  • создать электронный банк о педагогах Гродненского региона, выполнивших свой гражданский и профессиональный долг в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.

Актуальность проекта

В настоящее время сохранение исторической памяти о событиях и ратных подвигах людей в годы войны, независимо от звания, масштабов подвига, профессии, статуса, наличия наград, является основой формирования национального самосознания молодого поколения и гарантом стабильного мира в обществе.

В 2025 году наша страна и все прогрессивное человечество отметит 80-летие Великой Победы над немецко-фашистскими захватчиками. Это дань безграничного уважения и благодарности тем, кто встал на защиту Родины, отстоял ее независимость и принес мир всему миру. Среди них были педагоги, показавшие пример выполнения гражданского долга и нравственного выбора своим ученикам и будущим поколениям.

В первые послевоенные годы на работу направлялись демобилизованные из армии бывшие педагоги и те, кто только выбрал профессию. Многие из них всю свою жизнь посвятили делу обучения и воспитания детей.

Осознание, осмысление и принятие неразрывной связи судеб педагогов и исторического прошлого, настоящего и будущего своей страны является необходимым условием формирования уважительного отношения населения к деятельности педагогов и престижа педагогического труда, привлечения в педагогическую профессию мотивированной, интеллектуально подготовленной и духовно развитой молодежи.

Иван Павлович Баранков

свернуть

Родился Иван Павлович Баранков 12 марта 1924 года в селе Верхняя Чернавка Вольского района Саратовской области в семье крестьянина. Отец, Баранков Павел Иванович, до 1930 года занимался на селе крестьянством, работал на земле. В 1930 году семья переехала в город Вольск. Отец работал на цементном заводе «Большевик», а в 1933 году перешёл на работу в воинскую часть. Мать занималась домашним хозяйством.

               Иван Павлович учился в Вольской семилетней школе, где занимались в две смены.

          В мае 1941 года закончил семь классов и пошёл учиться на трёхмесячные курсы трактористов при Вольской машинно-тракторной станции. Ивану Павловичу было 18 лет, когда началась война. Но повестку в армию он получил только в сентябре 1942 года. А пока работал трактористом в подсобном хозяйстве Вольского мясокомбината. Это был небольшой городок Балашовка на другой стороне Волги.

          В сентябре 1942 года Иван Павлович получил повестку в армию, но был направлен не на фронт, а на учёбу в Саратовское танковое училище.  

В ноябре 1942 года шло формирование 42-ой стрелковой дивизии в Подольске Саратовской области, куда и был направлен. Пополнение отправляли на Западный фронт – Курская и Орловская область.

Весной 1943 года многие заболели сыпным тифом, в том числе и Баранков. Из госпиталя его выписали только в мае 1943 года и направили в 246-ую стрелковую дивизию.

           5 июня 1943 года немцы опять пошли в наступление. Бои были тяжёлые, и 11 августа 1943 он получил ранение в правую ногу осколком артиллерийского снаряда. Снова пришлось находиться в госпитале, а после выписки был направлен в запасной полк.

В 1944 году из запасного полка перевели в 132-ую стрелковую дивизию по линии комсомольской работы. Было присвоено звание старшего лейтенанта. А вскоре и новое назначение – Первый Белорусский фронт.

За участие в боях имеет четыре правительственные награды: орден Отечественной войны 1 степени, орден Отечественной войны 2 степени, орден Красной Звезды и медаль «За отвагу».

В Новогрудок Иван Баранков приехал летом 1945 года для прохождения дальнейшей службы.

В 1947 году поступил учиться в Вольскую школу механизации сельского хозяйства и окончил её в 1949 году. После окончания работал механиком на Луганской машинно-тракторной станции в Саратовской области, но его не оставляли мысли вернуться на Новогрудчину.

          В 1950-ом году Баранков переехал в Новогрудок, работал сначала механиком на машинно-тракторной станции, потом мастером по производственному обучению в СПТУ № 26. С 1956 по 1959 год учился в Пинском индустриальном техникуме на техника-механика, мастера производственного обучения. В 1969 году перешёл в Новогрудский сельскохозяйственный техникум мастером, работал до 1988 года.

свернуть

Георгий Антонович Мороз

свернуть

 

Георгий Антонович Мороз родился в 1905 году в местечке Озаричи на Гомельщине.

Семья: отец Антон Иванович - учитель начальной народной школы, мать Вера Ивановна – домохозяйка, старшая сестра Маргарита и сам Георгий, будущий руководитель, который много сделал по подготовке кадров для сельского хозяйства страны.

 После окончания школы в 1923 году Георгий Антонович поступает в Бобруйский педагогический техникум, который окончил в 1927 году. В 1928 году поступает в Белорусскую сельскохозяйственную академию, которую окончил в 1931 году.

С первых дней войны и до её окончания находился в действующей армии, принимал участие в боях.

После войны начинается новая жизнь, которая требует от Георгия Антоновича его опыта работы в сельском хозяйстве. Кадры - селу! И он с пониманием дела решает эту задачу.

В декабре месяце 1956 года Мороз Г.А. переведен в город Гродно на должность директора Гродненского сельскохозяйственного техникума, который после его перевода в город Новогрудок в 1958 году был переименован в Новогрудский сельскохозяйственный техникум. И здесь в должности директора техникума проработал по август 1966 года до выхода на пенсию. После выхода на пенсию Георгий Антонович продолжает активно заниматься общественной работой. Он активный участник партийной организации техникума, встречается с молодежью, проводит большую работу по патриотическому воспитанию, избирается народным заседателем Народного суда города Новогрудка.

Участие в войне и трудовая деятельность Георгия Антоновича Мороза отмечена правительственными наградами. Он награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны, медалями «За боевые заслуги», «За трудовую доблесть» и многими другими.

Выпускники Георгия Антоновича с гордостью заявляют, что они в свое время окончили «Морозовскую академию», которая им дала путевку на всю жизнь. Сегодня уже нет с нами Георгия Антоновича, но его добрые семена дают хорошие результаты в работе его коллег. Вот это и есть на деле: «Сеять разумное, доброе, вечное...»

 

свернуть

Василий Яковлевич Гончаров

свернуть

Родился Василий Яковлевич Гончаров в 1925 году в деревне Кротово Доволенского района Новосибирской области в крестьянской семье. По окончании средней школы работал учителем Кротовской начальной школы. В 1943 году он был призван в ряды Советской Армии и направлен на фронт в составе 9-ой гвардейской Запорожской ордена Суворова танковой бригады.

   Участвовал в боях, дважды был ранен. Василий Яковлевич был награждён орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией в 1941-1945 годах».

В послевоенное время, имея два высших образования, закончив Минский педагогический институт и Белорусскую сельскохозяйственную академию, работал директором Новогрудского  сельскохозяйственного техникума с 1 августа 1966 года по ноябрь 1972 года. Василий Яковлевич направлял усилия педагогического коллектива на совершенствование форм и методов учебно-воспитательного процесса, на продолжение тех традиций, которые заложены в коллективе. 

 

свернуть
поделиться в: