Типичные нарушения законодательства об образовании

По результатам проверок, мониторингов и иных контрольно-аналитических мероприятий следует выделить следующие характерные нарушения законодательства об образовании, допускаемые субъектами хозяйствования частной формы собственности (далее – субъекты), в рамках оказания образовательных услуг:

 

субъекты продолжают организовывать работу «мини-детских садов» и (или) групп кратковременного пребывания детей (с 2-ух лет, проведением занятий (развитие речи, рисование, математика, окружающий мир, подготовка к школе и т.п.), а также предоставлением питания;

 

не выполняются требования части второй статьи 26 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании),
а именно, субъекты хозяйствования, как иные организации, осуществляющие образовательную деятельность, не уведомляют структурные подразделения об осуществлении на территории административно-территориальной единицы образовательной деятельности;

 

Справочно:

 

Иные организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, уведомляют местные исполнительные и распорядительные органы, осуществляющие контроль за обеспечением качества образования, по месту их нахождения об осуществлении и прекращении осуществления ими образовательной деятельности, кроме лицензируемой деятельности, образовательной деятельности при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых, указанных в подпунктах 1.2 и 1.3 пункта 1 статьи 252  Кодекса об образовании.

 

Ответственность за непредставление сведений, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, предусмотрена статьей 24.11 КоАП.

 

в уставах субъектов не указан порядок организации образовательного и воспитательного процессов, что не соответствует пункту 5 Правил безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, утвержденных постановлением Министерством образования Республики Беларусь от 03.08.2022 № 227;

 

Справочно:

 

5. Учреждения, на базе которых реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, действуют на основании устава, в котором указывается порядок организации образовательного, воспитательного процессов.

 

Согласно пункта 2 Правил безопасности, - настоящие Правила распространяются на обучающихся, осваивающих образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, а также в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего среднего образования, учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования, учреждениях высшего образования, учреждениях специального образования, воспитательно-оздоровительных учреждениях образования, социально-педагогических учреждениях, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, иных организациях (далее - учреждения, на базе которых реализуется образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи).

 

не выполняются требования пункта 4 статьи 51 Кодекса об образовании. Так, в отношении лиц, принимаемых на работу на должности педагогических работников, при заключении гражданско-правового договора на осуществление педагогической деятельности, не осуществляются запросы из единого государственного банка данных о правонарушениях;

 

Справочно:

 

При приеме на работу на должности педагогических работников, заключении гражданско-правового договора на осуществление педагогической деятельности иная организация, осуществляющая образовательную деятельность, которые заключают гражданско-правовые договоры на осуществление педагогической деятельности, наниматель, обязаны запрашивать в отношении лиц, с которыми они заключают соответствующий договор, из единого государственного банка данных о правонарушениях сведения о неснятой и непогашенной судимости, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, – о совершенных ими преступлениях вне зависимости от снятия или погашения судимости либо прекращения уголовного преследования по основаниям, предусмотренным пунктами 3 или 4 части первой статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.

 

не выполняются требования к порядку зачисления (статьи 58 и 59 Кодекса об образовании) и отчисления обучающихся (пункт 1 статьи 68 Кодекса об образовании), выдаче документов об обучении (статьи 91 и 93 Кодекса об образовании (при реализации образовательной программы обучающих курсов). Как пример, порядок оказания платных услуг, а также взаимные права, обязанности и порядок взаимоотношений определяются публичным договором, что не соответствует положениям подпункта 2.7. пункта 2 статьи 59 Кодекса об образовании

 

Справочно:

 

Типовая форма договора об оказании услуг при реализации образовательных программ на платной основе установлена в приложении 10 постановления Минобразования от 09.09.2022 № 297 «О типовых формах договоров в сфере образования». Несоответствие заключенного договора утвержденной форме нарушает права физического (обучающегося или его законного представителя) как потребителя услуги, что может повлечь ответственность в силу положений главы 4 «Защита прав потребителя при выполнении работ (оказании услуг)» Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». В силу части первой статьи 13.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) нарушение законодательства о торговле и общественном питании, оказании услуг населению влечет наложение штрафа в размере до 10 базовых величин

 

программы объедения по интересам не согласовываются со структурными подразделениями, что не соответствует положениям части четвертой пункта 7 статьи 235 Кодекса об образовании;

 

Справочно:

 

Программы объединений по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины утверждаются руководителем учреждения образования, иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, по согласованию с его учредителем (для государственных учреждений образования), со структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования по месту реализации образовательной программы (для частных учреждений образования и иных организаций), в порядке, определяемом Министерством образования.

 

Порядок согласования иными организациями программ объединений по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины определен пунктом 38 Положения об учреждении дополнительного образования детей и молодежи.

 

не выполняются положения, предусмотренные статьями 17 и 87 Кодекса об образовании, в части планирования и организации воспитательной работы с обучающимися, осваивающими содержание образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи и образовательной программы дополнительного образования взрослых. Указанная документация субъектами не ведется;

 

субъектами не создаются комиссии по разрешению конфликта интересов педагогического работника, что не соответствует части второй пункта 1 статьи 35 Кодекса об образовании;

 

Справочно:

 

Комиссия по разрешению конфликта интересов педагогического работника создается в учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования, иной организации, у индивидуального предпринимателя, осуществляющих образовательную деятельность.

не выполняются требования, предусмотренные подпунктами 3.3. пункта 3 статьи 35 Кодекса об образовании, в части соблюдения санитарно-эпидемиологических требований.

 

Типичные нарушения законодательства об образовании при осуществлении образовательной деятельности в части обучения иностранному языку

 

(по итогам мониторингов, проведенных Департаментом контроля качества образования Министерства образования, структурными подразделениями районных (городских) исполнительных комитетов, администраций районов в городах, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования, в июне-августе 2024 г.)

 

По результатам мониторингов иных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность в части обучения иностранному языку (далее – субъекты), следует выделить следующие характерные нарушения законодательства об образовании:

 

в нарушение пункта 4 статьи 26 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании) субъекты не уведомляют местные исполнительные и распорядительные органы, осуществляющие контроль за обеспечением качества образования, по месту их нахождения об осуществлении им образовательной деятельности;

 

в нарушение абзаца 16 и 18 статьи 14 Закона Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», подпункта 3.3 пункта 3 статьи 27 Кодекса об образовании на арендуемые помещения отсутствует санитарно-гигиеническое заключение (положительное);

 

в нарушение пункта 3 статьи 26 Кодекса об образовании индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи;

 

в нарушение статьи 235 Кодекса об образовании не разработана учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи;

 

в нарушение статьи 260 Кодекса об образовании не разработана учебно-программная документация образовательной программы дополнительного образования взрослых;

 

в нарушение статьи 27-1 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка», абзаца 2 пункта 4 статьи 51 Кодекса об образовании при приеме на работу педагогических работников, заключении гражданско-правового договора на осуществление педагогической деятельности нанимателем не обеспечен контроль ограничений на занятия соответствующих должностей;

 

в нарушение приложения 10 к постановлению Министерства образования от 9 октября 2022 г. № 297 «О типовых формах договоров в сфере образования», заключенные договоры о платных услугах с обучавшимися не соответствуют типовой форме договора об оказании услуг при реализации образовательных программ на платной основе;

 

в нарушение пункта 1 статьи 230 Кодекса об образовании отсутствуют заявления о приеме (зачислении) лиц для получения дополнительного образования детей и молодежи;

 

в нарушение пункта 2.5 статьи 56 Кодекса об образовании, пункта 31 Положения об учреждении дополнительного образования взрослых, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 10.10.2022 № 379, отсутствуют приказы (решения) о приеме (зачислении) лиц для обучения по образовательным программам;

 

в нарушение пункта 3 статьи 56 Кодекса об образовании списки обучающихся, принятых (зачисленных) для получения образования не размещены в доступных для ознакомления местах либо в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте;

 

в нарушение пункта 1 статьи 68 Кодекса об образовании субъектами не принимаются решения о прекращении образовательных отношений;

 

в нарушение пункта 11 статьи 91 Кодекса об образовании субъекты не выдают документы об обучении (сертификаты);

 

в нарушение пунктов 100 и 102 Инструкции о порядке заполнения документов об образовании, приложений к ним, документов об обучении, учета и выдачи документов об образовании, приложений к ним, золотой, серебряной медалей, документов об обучении, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19 августа 2022 г. № 274, не ведется книга учета и выдачи документов об обучении;

 

в нарушение подпункта 3.6 пункта 3 статьи 27 Кодекса об образовании не обеспечено ознакомление лиц, законных представителей несовершеннолетних при приеме (зачислении) со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документам, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся;

 

в нарушение пункта 5 Правил безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.08.2022 № 227, в уставе не указан порядок организации образовательного, воспитательного процессов (дополнительное образование детей и молодежи);

 

в нарушение части четвертой пункта 7 статьи 235 Кодекса об образовании программы объединений по интересам не согласованы со структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования по месту реализации образовательной программы и не утверждены руководителем;

 

в нарушение пункта 11 Правил безопасности организации образовательного процесса, организации воспитательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 03.08.2022 № 227, приказом руководителя не определено уполномоченное лицо за контролем пропускного режима в дневное время;

в нарушение пункта 4 Правил безопасности организации образовательного процесса при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 3 августа 2022 г. № 227, не разработана инструкция о пропускном режиме.