Рекомендации по реализации
образовательного проекта «ШАГ» 2025/2026
Концепция «Школа Активного Гражданина»
2025 год объявлен в Республике Беларусь Годом благоустройства. Этот год дает старт пятилетке качества и предусматривает комплекс мероприятий, направленных на создание и поддержание удобной, безопасной, современной и эстетически организованной среды жизнедеятельности людей. Реализовывать эти мероприятия государство будет совместно с организациями и гражданами.
Указ предусматривает активизацию волонтерского движения и реализацию гражданских инициатив, направленных на благоустройство страны. Год благоустройства призван объединить усилия государства и общества по дальнейшему улучшению качества жизни в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной задачи – повышение качества жизни белорусского народа – важны понимание молодыми людьми достижений суверенной Беларуси, глубокое уважение к людям, ежедневно работающим на благо Беларуси, чувство гордости за белорусский народ и его достижения, активная жизненная позиция молодежи и желание приносить пользу обществу, инициатива, ответственность за результаты своего труда и чувство сопричастности к будущему страны.
В 2025/2026 учебном году информационно-образовательный проект «Школа Активного Гражданина» (далее – проект «ШАГ») может быть реализован в VIII–XI классах учреждений общего среднего образования под девизом: «Быть достойным гражданином – значит быть активным гражданином Республики Беларусь!».
Содержательные линии проекта представлены в приложении 1.
Реализация информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» в учреждениях общего среднего образования в 2025/2026 учебном году будет продолжена с сохранением сложившихся организационно-методических подходов:
- Мероприятия проекта будут проводиться в VIII–XI классах один раз в месяц в рамках информационного часа (каждый четвертый четверг месяца). В течение учебного года проводится 9 тематических занятий.
- Информационно-методические материалы для реализации проекта будут разрабатываться ежемесячно Академией образования и размещаться на национальном образовательном портале.
- При реализации проекта сохраняется логика поэтапного представления, обсуждения информации:
ШАГ 1 «Мы узнаем» – информационный: учащиеся расширяют свои знания по теме занятия.
Справочно. На данном этапе рекомендуется использовать формы и методы предъявления информации, которые позволяют активизировать деятельность учащихся: веб-квест, кроссворд, викторина, презентация, лента времени, интеллект-карта, мультимедийный репортаж, инфографика, ребус, коллаж, облако слов, интерактивный рабочий лист и др. При проведении ШАГа 1 целесообразно использовать тематическую презентацию, размещенную на национальном образовательном портале.
ШАГ 2 «Мы размышляем» – обсуждение представленной информации, высказывание и аргументация учащимися своих суждений, диалог с приглашенным гостем. Целевая установка данного этапа – развивать критическое мышление учащихся, умение анализировать полученную информацию, формулировать и высказывать собственные суждения.
Справочно. На мероприятия проекта «ШАГ» рекомендуется приглашать государственных и общественных деятелей, депутатов, представителей общественных объединений (БРПО, БРСМ), известных людей своего региона, которые реализовали себя в соответствующей сфере деятельности, родителей учащихся и других, личный пример которых позволит визуализировать характеристики активного гражданина Республики Беларусь.
Кандидатуры для приглашения на мероприятия проекта «ШАГ» определяются в учреждении образования в ходе предварительной подготовки совместно учащимися и учителями.
С приглашенным гостем данный этап может быть проведен в формате дискуссии (учащиеся обсуждают с гостем актуальные вопросы); круглого стола (между учащимися и гостем происходит обсуждение конкретной проблемы в формате диалога, где учащиеся высказывают свои аргументы и точку зрения); пресс-конференции (учащиеся выступают в роли журналистов или экспертов, задавая вопросы гостю и обсуждая конкретную тему).
ШАГ 3 «Мы действуем» – обсуждение с учащимися конкретных мероприятий, акций, проектов, в которых они примут участие с целью расширения знаний по теме занятия, реализации своих инициатив во благо нашей страны.
- Для подготовки тематических занятий проекта целесообразно создать инициативную группу учащихся из членов ученического самоуправления, актива БРСМ.
- При подготовке и проведении мероприятий проекта «ШАГ» можно использовать материалы изданий «Я – гражданин Республики Беларусь», «Родина моя Беларусь. Знай, помни, береги», «Сделано в Беларуси. Знак качества».
- Ежемесячно, по результатам каждого из девяти мероприятий проекта «ШАГ», создается тематическая страница альбома (в цифровом исполнении) активного гражданина: «Быть достойным гражданином Республики Беларусь – значит ….».
Справочно. Тематическая страница альбома может иметь следующее содержание: описательную часть согласно тематике ШАГа; цитаты известных белорусских деятелей; иллюстрации и декоративные элементы (фотографии, рисунки, инфографику); дополнительные графические изображения, соответствующие тематике ШАГа.
По итогам проведения девяти мероприятий проекта (с сентября 2025 по май 2026 г.) в каждом учреждении образования готовится виртуальный альбом, отражающий ключевую идею проекта. Альбом создается в сервисе «Google – презентации» по ссылке slides.google.com (для того, чтобы воспользоваться сервисом компании Google, необходима регистрация на сервисе электронной почты gmail.com) и размещается на сайте учреждения образования.
- Ссылки на 10 лучших виртуальных альбомов от каждой области (г. Минска) направляются в Академию образования (по адресу: vospit@akademy.by) до 31.05.2026 г.
На основе данной информации на национальном образовательном портале будет создан виртуальный альбом активного гражданина: «Быть достойным гражданином Республики Беларусь – значит….» (с интерактивными ссылками).
Приложение 1
Содержательные линии проекта
«БЫТЬ ДОСТОЙНЫМ ГРАЖДАНИНОМ – ЗНАЧИТ БЫТЬ АКТИВНЫМ ГРАЖДАНИНОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ!»
Ключевая идея тематических занятий – формирование у учащихся знаний, личностных качеств, ценностных ориентаций, которыми должен обладать юный гражданин Республики Беларусь.
Основная цель мероприятий проекта «ШАГ» – помочь молодым людям найти свое место в обществе, научиться приносить пользу людям, своей стране, реализовать себя, выстроить жизненную траекторию развития.
В основе проекта – знакомство учащихся с материалами издания «Я – гражданин Республики Беларусь», которое вручается каждому учащемуся при достижении 14 лет. Главная идея издания «Я – гражданин Республики Беларусь» – быть достойным гражданином Республики Беларусь. Пособие имеет ярко выраженную воспитательную направленность и содержит информацию об основных достижениях и ценностях белорусского общества.
Тематика мероприятий
№ |
Дата проведения |
Вопросы для рассмотрения |
1. |
25.09.2025 |
Быть достойным гражданином Республики Беларусь – быть преданным своей Родине. Паспорт гражданина Республики Беларусь. Уважение к Государственным символам Республики Беларусь. Значимость гражданской позиции для развития страны. Личные качества гражданина Республики Беларусь: трудолюбие, честность, ответственность, любовь к Родине. Встреча с государственным или общественным деятелем, депутатом, представителем органов местного управления (самоуправления). |
2. |
23.10.2025 |
Быть достойным гражданином Республики Беларусь – чтить законы своего государства и брать на себя ответственность за будущую судьбу своей страны. Конституция Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь. Всебелорусское народное собрание. Ветви государственной власти. Государственные награды и премии. Встреча с представителем органов местного управления (самоуправления), делегатом Всебелорусского народного собрания. |
3. |
27.11.2025 |
Быть достойным гражданином Республики Беларусь – значит грамотно пользоваться своими правами, честно и добросовестно исполнять свои обязанности. Гарантии государства по защите прав и свобод граждан. Конституционные права и обязанности гражданина Республики Беларусь. Обязанности учащихся. Права ребенка. Взаимосвязь прав и обязанностей. Встреча с представителем органов юстиции, правоохранительных органов. |
4. |
23.12.2025 |
Быть достойным гражданином Республики Беларусь – значит знать и уважать историю своей страны, белорусского народа. Первые государственные образования на белорусской земле. Белорусская нация как этническая общность. Образование БССР. Великая Отечественная война. Развитие БССР после Великой Отечественной войны. Образование суверенной и независимой Республики Беларусь. Встреча с представителем регионального исторического музея (руководителем школьного музея) |
5. |
29.01.2026 |
Быть достойным гражданином Республики Беларусь – значит в любую минуту быть готовым защитить ее. Мир как безусловная ценность и необходимое условие жизни, благополучия и развития. Вооруженные Силы Республики Беларусь. Система военного образования в Республике Беларусь. Военно-патриотические клубы учащихся. Встреча с военным комиссаром района, руководителем военно-патриотического воспитания, воспитанником военно - патриотического клуба. |
6. |
26.02.2026 |
Быть достойным гражданином Республики Беларусь – значит быть частью белорусского общества». Что значит быть патриотом? Созидательный труд и общественный порядок во имя процветания Беларуси.Встреча с руководителем (специалистом) промышленного предприятия. |
7. |
19.03.2026 |
Быть достойным гражданином Республики Беларусь – значит разделять и поддерживать духовные ценности белорусского общества. Духовность и культура белорусского народа. Национальное искусство и творчество. Знания и образование. Важность сохранения исторической памяти. Семейные ценности белорусов. Экологическая и социальная ответственность. Встреча с представителем Белорусской Православной Церкви (священнослужителем), руководителем (специалистом) учреждения культуры (клуба, музея, библиотеки, театра и др.) |
8. |
23.04.2026 |
Быть достойным гражданином Республики Беларусь – значит гордиться достижениями Беларуси. Высокотехнологичные достижения в экономике и науке. Спортивные достижения. Инновации и стартапы. Устойчивое сельское хозяйство. Доступное образование. Цифровизация образования. Качественное здравоохранение Республики Беларусь. Достойное социальное обеспечение. Низкая преступность. Встреча с руководителем (специалистом) сельхозпредприятия, начальником (специалистом) управления образования райисполкома, с руководителем (специалистом) центральной районной больницы, другого учреждения здравоохранения, со спортсменом, специалистом учреждения физической культуры и спорта, членом спортивного клуба. |
9. |
21.05.2026 |
Быть достойным гражданином Республики Беларусь – значит занимать активную гражданскую позицию. Участие в деятельности молодежных и детских общественных объединений. Молодежное волонтерское движение. Молодежные инициативы. Трудоустройство подростков и молодежи. Встреча представителями общественных объединений (БРПО, БРСМ), известными людьми своего региона. |