Обобщение передового педагогического опыта

Педагогический опыт — это эффективный опыт, который позволяет достигать оптимальных результатов в образовательном процессе при сравнительно незначительных затратах сил, времени и средств.

Обобщение опыта — это формирование его теоретических оснований, а значит более глубокое и полное осмысление педагогом достигнутого и выявление перспектив для дальнейшего развития.

Обобщить свой собственный опыт — это значит увидеть в частном общее и таким образом объяснить с научной точки зрения, каким образом достигаются Вами как педагогом положительные результаты в учебно-воспитательном процессе. Для обобщения собственного опыта Вам необходимо постараться увидеть свою деятельность как бы со стороны, то есть встать в позицию внешнего эксперта. Но при этом очень важно, чтобы сущность, то главное, что составляет основу опыта, принципы, на которых вы строите учебный процесс, не заслонялись излишними мелкими деталями.

 

Памятка для педагога по изучению и обобщению опыта работы

свернуть
  1. Внимательно следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы по интересующему вас вопросу.
  2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием учащихся. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.
  3. Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, и постараться оформить ее как можно точнее, конкретнее.
  4. Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому. Например, привести в систему ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.
  5. Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для ваших выводов. Снова и снова уточните план; уже в нем должна быть отражена основная идея и логика изложения темы.
  6. Пои написании доклада сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать «наукообразно». Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.
  7. Оценивайте практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта – результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются учащиеся.
  8. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.
  9. Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
  10. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.).
  11. Помните, что, обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность, способствуете дальнейшему улучшению обучения, воспитания, развития детей и молодежи.
свернуть

Примерная структура описания педагогического опыта

свернуть

1. Информационный блок

1.1. Название темы опыта

Использование средств, приемов, методов и т.п. в образовательной деятельности.

1.2. Актуальность опыта

Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике, на решение которых направлен данный опыт.

1.3. Цели опыта

Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации.

1.4. Задачи опыта

Отражение последовательности действий по достижению цели.

1.5. Длительность работы над опытом

Продолжительность работы, этапы.

2. Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта

Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.

2.2. Описание сущности опыта

2.2.1. Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта – что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.

2.2.2. К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития, поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы и др.).

2.2.3. Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.

2.2.4. Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника.

2.2.5. Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, пособий и др.

2.2.6. Основные этапы формирования данного опыта, их преемственность.

2.3. Результативность и эффективность опыта

2.3.1. Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта, представление методики описания и подсчета результатов.

2.3.2. Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.

2.3.3. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.

3. Заключение

3.1 Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.

3.2 Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики.

3.3 Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.

3.4 Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях.

Приложения

Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты, занятий, мероприятий.

Приложение 2. Список публикаций автора по теме опыта.

Приложение 3. Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т.д.

свернуть

Обобщения педагогического опыта преподавателей колледжа

свернуть

1. Гармашук Инна АнатольевнаРазвитие познавательного интереса у учащихся в процессе преподавания учебного предмета «Ботаника и физиология растений» посредством применения технологии проектного обучения;

2. Лойко Зоя Владимировна - Развитие профессионального познавательного интереса одаренных учащихся посредством подготовки и участия в конкурсе «Агромастерство»;

3. Овечкина Ольга ВикторовнаПовышение качества знаний обучающихся по учебному предмету «Охрана труда»  посредством организации тематического контроля;

4. Потапчик Татьяна Петровна - Развитие познавательного интереса у обучающихся в процессе преподавания учебного предмета "Английский язык (профессиональная лексика)" посредством применения методов проектов;

5. Примако Александр Александрович - Развитие профессионального познавательного интереса одаренных учащихся посредством подготовки и участия в районных и областных олимпиадах по учебному предмету «Черчение», областном конкурсе «Строймастер» и республиканском конкурсе «Академстрой»;

6. Рахман Екатерина ЮрьевнаФормирование гражданской компетентности у обучающихся в процессе преподавания учебного предмета «Информационные технологии» посредством применения технологии проектного обучения;

7. Семененко Руслан Владимирович - Развитие познавательного интереса у будущих специалистов в процессе преподавания учебного предмета "Технология строительного производства" посредством использования проектной деятельности;

8. Соловьян Юлия Николаевна - Повышение у обучающихся учебной мотивации в процессе преподавания учебного предмета "Иностранный язык (профессиональная лексика)" на основе использования интерактивных плакатов, созданных в интернет-сервисе "Genial.ly";

9.Стасюкевич Оксана ЛеонидовнаФормирование профессионального познавательного интереса у будущих агрономов в процессе преподавания учебного предмета «Растениеводство» посредством использования технологии проектного обучения;

10.Рахман Екатерина ЮрьевнаФормирование познавательной активности обучающихся в процесс преподавания учебного предмета "Информационные технологии" на основе использования средств ИКТ.

 

 

 

 

 

свернуть
поделиться в: