Низовцы

Из воспоминаний Новогран (Евтух) Юзефы Никодимовны, бывшей учительницы русского языка и литературы Кошелевской средней школы, уроженки д.Низовцы 1935 года рождения:

«Мне шел 8-й год. Все произошло весной 1943 года. Территория условно была поделена между нашими и немцами. Враг стоял в Вересково и Вселюбе, а в Зеневичах и Плисе базировались партизаны. В доме моего дедушки Евтуха Матвея Михайловича в деревне Низовцы стоял партизанский пост. Дом был большой, в одной половине спали партизаны, моя мама Евтух Гафиня Викентьевна готовила им еду. Я была лично знакома с командиром партизанского отряда Леошко А.Н.

Чтобы отрезать немцам подступы к деревне, партизаны сожгли школу и мост.

Тот злополучный весенний день был очень теплым и солнечным. Взрослые готовили картошку на семена, а мы, дети, отправились к озеру за желтыми цветами одуванчиков. Два партизана стояли в дозоре, но пропустили появление немцев со стороны Вселюба. Когда мы возвращались, то услышали выстрелы и увидели, как подстрелили лошадь, на которой ехал командир Шашкин. Мы залегли, стали двигаться ползком к дому семьи Мишуков. Там были старые панские подвалы, которые и спасли нас от пуль. Там мы просидели несколько часов. В саду шел бой, убили партизана. Потом искали нас. Из нашего дома вынесли большой красивый стол, на который положили покойника, потом его увезли на партизанскую территорию хоронить.

Фашисты Низовцы специально не поджигали. Из 52 дворов 28 сгорело от немецких разрывных пуль во время этого злополучного боя. А вот в деревне Раховец немцы сожгли 11 дворов и уничтожили 24 жителя, потому что жена командира Леошко Александра Никитовича была родом из этой деревни».